Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей дошкольного возраста
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе; вступление в силу Федерального Государственного Образовательного Стандарта, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.
Изменился образ современного дошкольника. Яркая отличительная черта маленьких граждан современности – они с уверенностью смотрят в будущее. Современный дошкольник быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и планшет. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей и рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
Изменились и современные родители. Одни понимают важность и необходимость взаимодействия с ребенком, но недостаток времени не позволяет реализовывать его в полной мере. Другие, к сожалению, признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, не проявляют достаточной активности к сотрудничеству с педагогами по развитию и воспитанию дошкольника.
Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Профессиональная направленность человека закладывается с детства. Для того, чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, в том числе с профессиями родителей и людей, работу которых они наблюдают каждый день. Изучение профессий через сюжетно-ролевые игры, литературу по данной тематике, профессии своих родителей и окружающих их людей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда. Для наиболее качественной работы в этом направлении педагогу дошкольного образования необходимо грамотно применять современные образовательные технологии.
Итак, технологии, которые используются в ранней профориентации дошкольников:
-технология проектной деятельности (исследовательские, информационные, практико-ориентированные;
-технология исследовательской деятельности (наблюдение, моделирование, использование художественного слова, дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, трудовые действия, поручения, коллекционирование, например виды профессий и др.);
-ИКТ – технологии (мультимедийные презентации, интерактивные комплексы развивающих и обучающих игр, игровые центры и др.)
-личностно-ориентированная технология (технология сотрудничества: реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд);
-игровая технология (организация сюжетно-ролевых и дидактических игр, игровых моментов по ознакомлению с различными профессиями).
Наиболее эффективной и доступной технологией в ранней профориентации, на наш взгляд, является проектная деятельность, так как работа в ходе реализации проектов включает в себя очень много различных форм и видов деятельности. На основании этого и возникла идея использования проектной деятельности при ознакомлении детей с профессиями взрослых — так был создан наш краткосрочный проект «В мире профессий».
Виды деятельности, формы работы и технологии, которые использовались при реализации проекта следующие:
— в первую очередь разнообразили развивающую среду: обновили сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и «Салон красоты», «Строители», «Моряки», «Семья» атрибутами, костюмами, дополнили игровые центры; собрали необходимую литературу, стихотворения, загадки, пальчиковые игры, пословицы и поговорки по теме «Профессии»;
— далее, провели беседы с детьми «Какие бывают профессии», «Кем я хочу стать», «Для чего людям трудиться», «Какие профессии ты знаешь?»
— играли в дидактические игры: «Лото — Мамины помощники», «Учись, играя – Профессии», настольная игра «Откуда хлеб на столе», «Кем я хочу стать», «Для чего нужны эти предметы», «Помощники», «Назови одним словом», «Назови профессию», «Кому что нужно для работы», «Инструменты для людей разных профессий», «Что пригодится при строительстве дома», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем»
— провели ОДД «Петрушка идет трудиться», «Цирк»
— в игровых центрах были организованы сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Моряки», «Мы — шоферы», «Магазин», «Салон красоты», «Больница», «Строители», «Полет на самолете», «В аптеке»
— чтение художественной литературы: Г.Сапгир. Садовник, Б.Заходер. Шофер. Строители. Сапожник. Портниха. Переплетчица, С.Маршак. Почта. Пожар, С.Маршак. Как печатали книгу, В.Маяковский. Кем быть?, Е. Пермяк. Для чего руки нужны, Г.Люшнин. Строители, К.Чуковский. Айболит, В.Тюрин. Кто главный на корабле?, Гайда Лагздынь. Кем ты будешь?, С.Михалков. А что у вас?, Н.Абрамцева. Правдивая история о садовнике, Л.Скребцова. Чудесный парикмахер, Б. Заходер «Все работы хороши», К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Дядя Степа»
— пополнение групповой библиотеки новой художественной литературой по теме проекта
— рассматривание иллюстраций с профессиями, предметов труда
— рисование по теме проекта, «Кем я хочу стать», раскраски «Профессии»
— просмотр презентаций «Такие разные профессии», «Все профессии важны, все профессии нужны» и виртуальных экскурсий «Все профессии важны, все профессии нужны», «Мир профессий»
— были организованы встречи с интересными людьми (профессия врач, библиотекарь, полицейский)
— знакомство дома с профессиями родителей и местом их работы, определение значимости этих профессий в жизни людей, поиск и изготовление фотографий данных профессий (совместная деятельность родителей и детей). Далее – выступление — презентация детей на тему «Профессии моих родителей»
— создав мультимедийную компьютерную презентацию, познакомились с такими профессиями, как инженер – эколог, стоматолог, стилист, менеджер, инженер – электрик, слесарь КИПиА, IT – специалист, астроном и др., путешествовали по городу профессий, на стройку, узнали профессии служб спасения
— при реализации проекта так же использовалась интересная форма работы, как создание вместе с детьми интеллект-карты на тему «Все профессии важны, все профессии нужны!» Интеллект-карта (карта ума) – это наглядный способ запоминания информации. Сначала собирается определенная информация (в данном случае мы собирали информацию о профессиях: названия профессий и необходимые атрибуты к ним. То, что нужно для той или иной профессии), затем полученная информация обобщается, систематизируется и переносится на бумагу (с помощью картинок, рисунков, линий, стрелок)
По окончании реализации проекта каждая семья выполняла домашнее задание: готовила мини-презентацию по теме «Есть такая интересная профессия» (выбирали интересную или необычную профессию, подбирали к ней материал (описание профессии, стихи, загадки, фото профессии), создавали слайды в программе PowerPoint и присылали нам. Затем дети защищали свои мини-презентации в очной форме с показом созданных слайдов)
— самые яркие и интересные моменты из презентации были собраны и размещены на баннере профессий
Таким образом, ознакомление детей среднего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, а чтобы сделать эту мечту еще ярче, задача современных педагогов – внедрять новые формы работы с воспитанниками, используя дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.
Май 2022 г.
Новикова Е.Н., методист СП «Детский сад ГБОУ СОШ с.Троицкое»