Спрашивают — отвечаем

Вопрос: Сохраняется ли учителям льготная пенсия по выслуге лет?

Ответ:

Закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., вступивший в силу с 1 января 2019 года, предполагает возможность оформить льготную пенсию по выслуге лет учителям при наличии определенного количества лет стажа профессиональной (педагогической) деятельности.

Льготная пенсия учителям по выслуге лет с 2019: условия и таблица выработки льготного стажа

Для россиян, осуществляющих педагогическую деятельность в детских образовательных организациях (педагогов, учителей, воспитателей, методистов и т.п.), пенсионным законодательством РФ предусмотрена возможность оформить льготную пенсию по выслуге лет. Право на досрочное оформление такой пенсии предоставляется при наличии определенного количества лет стажа профессиональной (педагогической) деятельности, рассчитываемого в определенном порядке, и независимо от общего страхового стажа и возраста.

Выйти на пенсию досрочно гражданам этой категории можно при наличии:

  • Не менее 25 лет педстажа (согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»). В качестве педагогического стажа, дающего право на досрочное оформление пенсии, учитываются только периоды работы согласно установленному списку должностей и учреждений.
  • Минимально необходимого количества пенсионных баллов (ИПК), установленных ч. 3ст. 8 вышеуказанного закона. Например, в 2018 году требуется 13,8 баллов, а в 2019 году будет нужно 16,2 и т.д. с ежегодным увеличением на 2,4 балла до тех пор, пока в 2025 году закрепится окончательное значение — 30 баллов.
  • С проведением пенсионной реформы с 2019 года требования к стажу по профессии корректироваться не будут, но после завершения переходного периода стать пенсионером учителям можно будет только через 5 лет после выработки необходимого стажа. Вводиться новое условие будет постепенно — с ежегодным увеличением периода отсрочки. (см. таблицу).

Пенсионная реформа для учителей будет заключаться в введении периода отсрочки для оформления положенной им льготной пенсии по выслуге лет. Согласно принятому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. возможность стать пенсионером педагогическим работникам будет отложена на 5 лет после выработки льготного стажа.

Такие изменения будут производить постепенно, с поэтапным увеличением предусмотренной отсрочки:

Ежегодно этот норматив будет увеличен на 1 год, пока в 2023 г. не закрепится окончательная величина (5 лет).

В 2019 и 2020 годах будут действовать льготные условия по выходу на пенсию — предусмотрено оформление выплат на полгода раньше предусмотренных сроков. Это значит, что в 2019 году получение пенсии будет отложено только на 6 месяцев, а в 2020 — на полтора года.

Определить, в каком году учителям и педагогам можно будет оформить досрочную пенсию в зависимости от года приобретения специального педагогического стажа, можно по таблице, представленной ниже:

Дата выработки
льготного стажа
I п. 2019 II п. 2019 I п. 2020 II п. 2020 2021 2022 2023
На сколько будет отложен ВП + 0,5 + 0,5 + 1,5 + 1,5 +3 + 4 +5
Дата ВП II п. 2019 I п. 2020 II п. 2021 I п. 2022 2024 2026 2028

Используемые в таблице сокращения: п. — соответствующее полугодие указанного года; ВП — выход на пенсию.

Например, если учитель в первом полугодии 2019 года будет иметь 25 лет педагогического стажа, то оформить пенсионные выплаты он сможет через 6 месяцев после даты выработки специального стажа (т.е. во втором полугодии 2019 года). Для тех, у кого необходимое количество лет выслуги будет достигнуто в 2023 г. и позже, получение пенсии будет отложено уже на 5 лет.

Новым законом не установлено, какого рода деятельность педагог должен вести в течении периода этой отсрочки. Это означает, что он может как прекратить педагогическую деятельность, проработав 25 лет, так и продолжить ее (на свое усмотрение).

Выслуга лет для учителей с 2019 года

Учителя, воспитатели и другие граждане, осуществляющие педагогическую деятельность смогут оформить пенсию досрочно, независимо от их возраста, проработав 25 лет по профессии. Как уже было отмечено ранее, новая пенсионная реформа для учителей не затронет норматив стажа, позволяющего оформить льготную пенсию — он по-прежнему будет составлять 25 лет.

Для досрочного оформления пенсии педагогам учитывается только стаж работы в учреждениях и должностях, предусмотренных следующими нормативными документами в зависимости от периода работы:

Период профессиональной деятельности Законодательный акт
до 01.01.1992 Постановление Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959 г.
с 01.01.1992 до 31.10.1999 Постановление Совмина РСФСР № 463 от 06.09.1991 г.
с 01.11.1999 по 31.12.2001 Постановление Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 г.
с 01.01.2002 Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.
  • Согласно Постановлению Правительства № 665 от 16.07.2014 г. перечень должностей, учреждений, а также порядок расчета педагогического стажа остаются прежними — установленными Постановлением № 781. Изменилось только наименование пенсии — трудовая была заменена страховой по старости.
  • Для оформления учителям льготной пенсии по старости необходимо, чтобы должность и место работы, указанные в трудовой книжке, соответствовали наименованиям должностей и учреждений, определенным вышеуказанными законодательными актами. В противном случае, в ПФР при определении права на досрочную пенсию могут быть исключены из стажа некоторые периоды работы, которые не соответствовали вышеуказанным требованиям.
Перечень должностей, входящих в педагогический стаж

Для того, чтобы период работы был включен в педагогический стаж, занимаемая в это время должность должна совпадать с наименованием, предусмотренным Постановлением № 781 от 29.10.2002 г. Определить место работы и наименование занимаемой должности, период работы на которых будет включен в льготный стаж, можно по таблице ниже:

Наименование организации

Общеобразовательные учреждения (школа, гимназия, училище и т.п.)

Общеобразовательные школы-интернаты (гимназия-интернат, кадетская школа-интернат и т.д.)

Образовательные учреждения для детей-сирот (детский дом, школа-интернат и т.п.)
Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа (санаторная школа-интернат)
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии (детский сад, школа и т.д.

Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа — детский сад, прогимназия)

Образовательные учреждения среднего проф. Образования (ССУЗы: техникум, училище-интернат, музыкальная школа, школа-лицей и т.п.) и другие учреждения

Наименование должности

Директор (заведующий, начальник).

Зам. директора (заведующего, начальника).

Зав. учебной частью.

Старший преподаватель.

Преподаватель.

Старший воспитатель.

Воспитатель.

Учитель

Учитель-логопед.

Логопед.

Учитель-дефектолог.

Музыкальный руководитель.

Военный руководитель.

Социальный педагог.

Педагог и другие.

Учреждения доп. образования детей (центр доп. образования для детей, развития творчества детей, внешкольной работы и т.д.)
Дворец детского (юношеского) творчества, учащейся молодежи, детского и юношеского туризма, детской культуры, станция юных натуралистов и другие

Директор (заведующий, начальник).

Зам. директора (заведующего, начальника).

Тренер-преподаватель.

Преподаватель.

Старший тренер-преподаватель по адаптивной физ. культуре.

Педагог доп. образования и другие.

Полный перечень приведен в Списке должностей и учреждений, утвержденном Правительством. Именно в таких, предусмотренных списком формулировках должна быть запись в трудовой книжке, чтобы период работы был зачтен в качестве льготного педагогического стажа.


Вопрос: Как считать педстаж для выхода на пенсию по выслуге лет?

Ответ: Периоды работы на соответствующей должности (см. таблицу выше) учитываются в специальный (льготный педагогический) стаж в календарном порядке.

При этом при подсчете педагогического стажа есть ряд ограничений:

1.В педстаж засчитывается весь срок работы учителя до 01.09.2000 г., независимо от выполнения в это время норм рабочего времени (учебной или педагогической нагрузки). С 1 сентября 2000 г. время работы будет учтено в стаже только при выполнении установленной за ставку заработной платы педагогической или учебной нагрузки. Независимо от объема учебной нагрузки засчитывается стаж работы для учителей:

  • начальных классов общеобразовательных учреждений;
  • общеобразовательных школ в сельской местности (кроме вечерних и открытых сменных школ).

2. Время работы педагогом, педагогом-воспитателем или медсестрой ясельной группы учитывается в льготном стаже только до 01.01.1992 г.

3. Срок работы директором (заведующим или начальником) до 01.09.2000 г. учитывается в полном объеме, а после указанной даты — только при ведении преподавательской деятельности в предусмотренном объеме:

  • в учреждениях для детей — не менее 6 часов в неделю (240 ч. в год);
  • в учреждениях среднего проф. образования — не менее 360 ч. в год.

4. Для работников учреждений дополнительного образования детей период работы до 01.01.2001 г. засчитывается в полном объеме, а после указанной даты — учитывается только при выполнении следующих условий:

  • на 01.01.2001 г. имеется стаж работы в этих учреждениях не менее 16 лет 8 месяцев;
  • имеется факт работы в этих учреждениях в предусмотренных Списком должностях в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 г.

Полный перечень ограничений, а также порядок учета времени работы педагогов и учителей представлен в утвержденных Постановлением № 781 Правилах исчисления периодов работы для льготного выхода на пенсию.


Вопрос: Входит ли отпуск по уходу за ребёнком в льготный педагогический стаж?

Ответ: Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком будет учитываться в льготном педагогическом стаже, если он был оформлен до 6 октября 1992 года. В этом случае не имеет значения, когда этот отпуск завершился — если он был предоставлен не позднее 06.10.1992 г., то в льготный стаж будет включен весь период отпуска.

После принятия закона № 3543-1 от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в силу 06.10.1992 г., длительность отпуска по уходу за ребенком больше не включается в стаж для досрочного оформления пенсии (в том числе и в льготный педагогический).

Тем не менее, период ухода за ребенком до 1,5 лет включается в общий страховой стаж согласно п. 3 части 1 ст. 12 закона № 400-З от 28.12.2013 г. (но суммарно не более 6 лет). Напомним, что длительность страхового стажа учитывается при назначении пенсии на общих основаниях (т.е. при достижении общеустановленного пенсионного возраста).

Использованы материалы из источника:
pensiya.molodaja-semja.ru


Вопрос: 36 часов в неделю или ненормированный день?

Ответ:

Режим рабочего времени педагогических работников, в том числе и учителя, регламентируется ТК РФ (ст.333),  Законом РФ  от 29.12.2012 г. №273 (ст.47), приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601  «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»,  приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69  «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

Однако, как полагают юристы, указанные документы не дают чёткого определения, что такое рабочее время  педработника, вследствие  чего отдельные руководители школ трактуют  это понятие по своему, в частности,  требуют от учителя  присутствия  в школе 36 часов в неделю. 

Где можно  найти разъяснения по данному вопросу?

  • Разъяснения, касающиеся нормы рабочего времени учителя, даны Минобрнауки России в письме от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849 «О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций»;
  • в Комментарии к нормативным правовым актам, регулирующим продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы  за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также особенности режима их рабочего времени, который подготовлен экспертом ЦС Профсоюза работников народного образования и науки РФ В.Н. Понкратовой;
  • в письме ЦС Профсоюза 10 февраля 2016 г. № 73;
  • в Комментарии заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павла Сергоманова, размещенном  на сайте «Учительской газеты» «УГ Москва», №45 от 10 ноября 2015 года (http://www.ug.ru/archive/62612) под заголовком «Директор, заставляющий учителя отсиживать 36 часов в неделю в школе, должен понять, что это противозаконно». 

Что считается  рабочим временем учителя?

Из указанных документов и разъяснений коротко  можно сделать следующие выводы.

1. Рабочее время — это «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности».  Для учителей — это время не может превышать 36 часов в неделю. 

2. Для учителей, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. «Продолжительность рабочего времени не более 36 часов» – не общеустановленная и обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени, а всего лишь ее предельная норма, которая может быть установлена педагогическим работникам Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

3. Учителям установлена норма часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы (18 часов), которая является:

— нормируемой частью их педагогической работы;

— расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю.

Обратим внимание: ни в одном нормативном  документе  ставка учителя  не приравнена к указанным выше 36 часам общего рабочего времени.

4. Рабочее время учителя  состоит из нормируемой и ненормируемой частей.

Нормируемая часть педагогической работы учителя  – это фактическая учебная нагрузка, которая с его письменного согласия может быть выше или  ниже установленной нормы часов педагогической работы, что, соответственно,  увеличивает или уменьшает нормируемую часть рабочего времени.

За учебную нагрузку педагогических работников принимается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Нормируемая часть определяется в астрономических часах,  регламентируется школьным расписанием и учитывается в табеле учета рабочего времени учителя. В эти часы учитель обязан находиться в школе.

Ненормируемая часть педагогической работы  учителя – это другая часть педагогической работы  учителя, требующая затрат  рабочего времени,  которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из его должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника: выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой школы и др.

Как видим, ненормируемая часть — это все то, что предусмотрено тарифно-квалификационными характеристиками, должностными инструкциями, все, что вытекает из его трудового договора и не имеет четкой конкретизации по времени и месту исполнения.

С письменного согласия учителя за дополнительную плату он может выполнять и другую работу: классное руководство, проверка письменных работ,  заведование учебным кабинетом, пришкольным участком, учебными мастерскими и др. Это тоже входит в рабочее время учителя.

Т.о., рабочее время учителя состоит из:

  • педагогической работы в пределах нормируемой его части;
  • других должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по занимаемой должности;
  • дополнительных видов работ, выполняемых с письменного согласия работника за дополнительную плату.

Что в итоге?

Размер ставки заработной платы учителям в месяц за норму 18 часов преподавательской работы в неделю устанавливается как за выполнение преподавательской работы, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по должности учителя (нормируемую и ненормируемую части).

Поскольку  рабочее время учителей может быть конкретизировано по времени (то есть в часах, в минутах) только в части проводимых уроков и других учебных занятий, не превышающих 45 минут, коротких перерывов (перемен), а также в части периодических кратковременных дежурств в школе в период образовательного процесса, к которым педагогических работников привлекают в дни проведения ими уроков и учебных занятий не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия, дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п.

Следовательно, если учитель отвел свои уроки и у него в этот день нет ни педагогических советов, ни иных обязанностей, он не встречается с родителями, не занимается с детьми дополнительно, не проверяет тетрадей и др.,  руководство школы не имеет права обязывать его находиться в этом учебном учреждении.

Обратим внимание: ни в одном из упомянутых в начале статьи документов нет указания о том, что учитель должен находиться в школе все 36 часов  в неделю.

Примечание. Согласно ТК РФ работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, считается сверхурочной работой.

P.S. При возникновении вопросов по поводу использования  рабочего времени учителя советуем обращаться на сайт Минобрнауки России либо на сайт Общероссийского профсоюза работников образования и науки РФ (http://www.eseur.ruС

Откуда взялась ставка 18 недельных часов?

Декретом СНК от 20.06.1918 «О нормах оплаты учительского труда» была установлена месячная оплата учительского труда, принятая за нормальную продолжительность рабочего времени 4 учебных часа в день (24 часа или урока в неделю). В этом же Декрете была определена оплата труда учителей за исправление письменных работ, подготовку опытов, классное наставничество и т. д.

Таким образом, норма 24 ч или урока в неделю изначально была связана с оплатой труда учителя за месяц и принималась как продолжительность рабочего времени. 

Норма 18 ч в неделю за ставку  была установлена в 1936 году. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) 9.04.36 г. «О повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам» было установлено, что ставки заработной платы учителей должны выплачиваться за 4 часа преподавательской работы в день в первых четырех классах и за 3 часа – в остальных классах, т.е. соответственно за 24 и за 18 часов в неделю. Учителям также  было разрешено доплачивать за часы работы сверх установленной нормы.

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 15.07.64 г № 620 указанные нормы за ставку  были сохранены.

Таким образом, норма 18 ч в неделю за ставку стала условным расчетным показателем учета учительского труда с 1936 года. С этого времени  принципы установления рабочего времени учителя сохраняются.

Сокращенная продолжительность рабочего времени для педагогических работников образовательных учреждений  установлена Законом РФ  от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании»  в ст. 55,  пункт 5 которой в  редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ был сформулирован  следующим образом: «Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю».

Источники: http://www.eseur.ru


Навигация по разделу “Профсоюз”

Профсоюз
История Профсоюза работников образования
Информация о ППО ГБОУ СОШ с. Троицкое
Деятельность ППО ГБОУ СОШ с. Троицкое
Участие в акциях и конкурсах
Сотрудничество ППО с Женсоветом м.р. Сызранский
Профсоюз – это главный наш плюс!
Нормативно-правовая документация ППО ГБОУ СОШ с. Троицкое
Спрашивают – отвечаем
Газета “Учителям-ветеранам Великой Отечественной войны посвящается…”

Главная