Общие сведения
Итоговое сочинение (изложение) как одно из условий допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) проводится для обучающихся 11 (12) классов и экстернов в образовательных организациях, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования. Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».
Обучающиеся 10-х классов, принимающие участие в экзаменах по отдельным учебным предметам, освоение которых завершается в 10 классе, НЕ УЧАСТВУЮТ в итоговом сочинении (изложении).
В 2024/25 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 г.
Разделы и подразделы
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность.
В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Структура тем итогового сочинения
азделы | Подразделы | Комментарии к разделам тем итогового сочинения |
1.Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека | 1.1.Внутренний мир человека и его личностные качества 1.2.Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом 1.3.Познание человеком самого себя 1.4.Свобода человека и ее ограничения | Темы раздела связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести; позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе; побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. |
2.Семья, общество, Отечество в жизни человека | 2.1.Семья, род; семейные ценности и традиции 2.2.Человек и общество 2.3.Родина, государство, гражданская позиция человека | Темы раздела связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека; касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс; побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества. |
3.Природа и культура в жизни человека | 3.1.Природа и человек 3.2.Наука и человек 3.3.Искусство и человек 3.4.Язык и языковая личность | Темы раздела связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии; нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре; касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами); позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей; побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека. |
Подробная информация о проведении итогового сочинения (изложения) находится:
- на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie
- на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: http://obrnadzor.gov.ru/gia/gia-11/itogovoe-sochinenie-izlozhenie/
Расписание проведения итогового сочинения (изложения) в 2024/2025 учебном году
Основной срок | Дополнительные сроки | |
4 декабря 2024 г. | 5 февраля 2025 г. | 9 апреля 2025 г. |
Информация о сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (для участников ЕГЭ)
Важно!
Выпускникам текущего года необходимо подать два заявления: на участие в итоговом сочинении (изложении) и в ГИА-11.
Лица, участвующие в сочинении по желанию, самостоятельно выбирают дату участия в итоговом сочинении из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении.
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.
Место регистрации: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза П.И. Захарова с.Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области; адрес: с. Троицкое, ул.Братьев Краснеевых, д.18; тел: 88464934173
Прием заявлений и согласий на обработку персональных данных принимается ежедневно с 14.00 ч. по 17.00 ч.
Ответственный за прием заявлений: Красильникова Наталья Александровна
Особенности организации итогового сочинения (изложения) для участников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидов, детей-инвалидов
Для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов организация и проведение итогового сочинения (изложения) осуществляется с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития. Участники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды по желанию могут выбрать для написания форму: сочинение или изложение.
Итоговое изложение вправе писать следующие категории лиц:
— участники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды;
— обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
— обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Для организации условий и/или специальных условий при проведении итогового сочинения (изложения) участнику или родителю (законному представителю) необходимо при подаче заявления предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о создании условий при проведении ГИА и/или справки об установлении инвалидности.
Справка об установлении инвалидности и/или заключение ПМПК дает право на выбор написания итогового сочинения или изложения, и увеличение продолжительности написания итогового сочинения (изложения) на 1,5 часа. Для организации специальных условий (присутствие ассистента, сдача итогового сочинения (изложения) на компьютере, предоставление необходимых технических средств и т.п.) необходимо получить заключение ПМПК. Для участников, не имеющих возможности прибыть в места проведения итогового сочинения (изложения) по медицинским показаниям, в соответствии с заключение медицинской организации и заключением ПМПК проведение итогового сочинения (изложения) может быть организовано на дому или в медицинском учреждении.
Проведение итогового сочинения (изложения)
Итоговое сочинение (изложение) проводится в соответствии с Порядком проведения и проверки итогового сочинения (изложения) на территории Самарской области.
Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 часов по местному времени. Темы итогового сочинения становятся общедоступными в 9:45, тексты итогового изложения направляются в места проведения итогового сочинения (изложения) не ранее 10:00. Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут), для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов – 5 часов 25 минут (325 минут).
Участникам рекомендуется взять с собой на сочинение (изложение) только необходимые вещи:
документ, удостоверяющий личность;
ручку (гелевая или капиллярная с чернилами чёрного цвета);
лекарства и питание (при необходимости);
специальные технические средства (для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов) (при необходимости).
Иные личные вещи участники обязаны оставить в специально выделенном в учебном кабинете — месте для хранения личных вещей участников.
Всем участникам будут выданы листы бумаги для черновиков, а также орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения).
Обратите внимание! Черновики не проверяются, записи в них не учитываются при проверке.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам запрещено иметь при себе и пользоваться средствами связи, фото-, аудио- и видеоаппаратурой и иными средствами хранения и передачи информации, справочными материалами, письменными заметками, собственными орфографическими и (или) толковыми словарями, текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения).
Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится.
Участники итогового сочинения (изложения), завершившие написание итогового сочинения (изложения) раньше установленного времени, сдают бланки регистрации, бланки записи, черновики и покидают место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь окончания итогового сочинения (изложения). В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть аудиторию досрочно (оформляется «Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам»).
Сроки ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения):
Дата проведения | Сроки ознакомления с результатами (не позднее) |
4 декабря 2024 г. | 18 декабря 2024 г. |
5 февраля 2025 г. | 19 февраля 2025 г. |
9 апреля 2025 г. | 21 апреля 2025 г. |
С результатами итогового сочинения (изложения) выпускники текущего года могут ознакомиться в образовательных организациях, выпускники прошлых лет — в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении). Также с результатами можно ознакомиться на сайте РЦМО Самарской области https://rcmo.ru/?page_id=1709
и на сайте https://checkege.rustest.ru/.
Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения)
В соответствии с п.30 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования от 04.04.2023 № 233/552, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки (05.02.2025, 09.04.2025) участники:
— получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
— не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
— не завершившие выполнение итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
— удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение установленного порядка проведения итогового сочинения (изложения) (допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета).
В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) участники вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
Срок действия результатов
Результат («зачет») итогового сочинения (изложения) для выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, как условие допуска к ГИА-11 – бессрочен.
С особенностями формулировок тем итогового сочинения можно ознакомиться на сайте
Федерального института педагогических измерений (Раздел Итоговое сочинение (изложение)). http://www.fipi.ru/
Желаем всем участникам удачи на итоговом сочинении (изложении). У вас все получится!!!
Критерии оценивания ИС(И)
К проверке по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в итоговом сочинении не устанавливается. Если в итоговом сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом.
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения)
Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года. pdf
Образец согласия на обработку персональных данных. pdf
О проведении итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения
Информационные источники:
https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie
ВИДЕОРОЛИКИ для подготовки к итоговому сочинению (изложению)
Советы педагога-психолога при подготовке к экзаменам:
- График консультаций педагога-психолога с обучающимися 11 класса
- Рекомендации педагога-психолога выпускникам 11 класса и родителям по подготовке к ЕГЭ
- 10 важных советов родителям выпускников
- Память и приёмы запоминания
- Психологическая подготовка к ЕГЭ
- Рекомендации выпускникам
- Советы психолога родителям выпускников
- Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их родителей. pdf
- Рекомендации для родителей в помощь детям. pdf